ЛГ МАОУ "СОШ № 4"
г.Лангепас ХМАО-Югра
  • Школьное ученическое самоуправление «РМиД»

                  

    Девиз школьного самоуправления ЛГ МАОУ «СОШ № 4»:

    «Республика мальчишек и девчонок – дружнее всех содружеств на земле»
     

    Модель и структура органа ученического самоуправления ЛГ МАОУ «СОШ № 4» г. Лангепаса

    ПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК

            Ученическое самоуправление — это специфическая организация коллективной деятельности детей и подростков, которая основана на развитии самостоятельности несовершеннолетних для достижения значимых целей. 
    По отношению к личности выделяются четыре основные функции: 
    —  обеспечение гармонии во взаимоотношениях в коллективе; 
    — умение сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности, объединять усилия педагогов, детей, родителей для результативной деятельности; 
    — помогает определить перспективы на основе диагностики; 
    — помогает осознанию ответственности за дела и судьбы людей. 
            Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (ред. от 31.07.2020г.) и дает обучающимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением.  Школьное самоуправление –  это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый субъект может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.
        В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
          Одним из направлений воспитательной системы школы является развитие школьного ученического самоуправления. В школе создана модель ученического самоуправления. Модель обеспечивает, на наш взгляд, участие детей и подростков в управлении воспитательным процессом наравне с педагогами и родителями.
         В годовой круг коллективных творческих дел, социальных проектов органов ученического самоуправления входят традиционные праздники:  

    • Праздник «Первого звонка» или «Здравствуй, школа!»
    • Интегративный проект «Рябиновое настроение»
    • День самоуправления
    • КТД «С днем рожденья, Школа!»
    • Фестиваль – конкурс «Мы дети одной планеты!»
    • Новогодний социальный проект «Новогоднее чудо»
    • Конкурс портфолио «Полезные каникулы! »
    • Спортивно-оздоровительные мероприятия «Малые Олимпийские Игры»
    • Персональная выставка картин, творческих работ, обучающихся «Мы – ТВОРЦЫ!»
    • Месячник оборонно – массовой и спортивной работы «России славные сыны»
    • Интегративный проект «Победный май», «И помнит мир спасенный»
    • Праздник «День Детства»

    Цель – развитие социальной одарённости детей, форм проявления гражданского участия детей в жизни школы, района, формирование навыков социального ответственного отношения к окружающим людям. 
    Задачи:

    • предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
    • создавать условия, способствующие социализации учащихся в обществе;
    • поддерживать самоуправленческую деятельность обучающихся, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом их потребностей и интересов;
    • формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и окружающим.

    Принципы построения ученического самоуправления:

    • добровольности,
    • творческой активности,
    • равноправия всех обучающихся,
    • коллегиальности принятия решений,
    • гуманности по отношению к каждой отдельной личности,
    • педагогического сопровождения.

    Ожидаемые результаты:

    • повышение гражданской позиции школьников;
    • обеспечение участия большинства детей в управлении школой; 
    • увеличение занятости детей во внеурочное время;
    • повышение уровня нравственного, физического здоровья обучающихся;
    • активизация творческой деятельности обучающихся;
    • создание условий для освоения обучающимися управленческими функциями.

          В 2021 - 2022 учебном году в органы ученического самоуправления было избрано 427 обучающихся. Представители школьного самоуправления в течение года являлись членами Совета профилактики, службы «Почта доверия», школьной службы Медиации и наблюдательного Совета школы. В план работы органов ученического самоуправления включены занятия школы «Лидер», «Актив». На протяжении всего учебного года органы ученического самоуправления плодотворно взаимодействовали с городскими общественными организациями: ЛГОО «Боевое братство», «НХКО (хуторское казачье общество) «Лангепас», ЛГОО «Ветеран», «Возрождение репрессированных», ОМД волонтеров «Выбор за тобой», школьным добровольческим объединением «Волонтеры Победы» отрядом «Правнуки Победы», школьным лесничеством «Белки», школьным добровольческим объединением «Волонтеры культуры», с учреждениями дополнительного образования: ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» многопрофильное объединение «Радуга», ЛГ МАОУ ДО «ЦСВППДМ», спортивный комплекс «Лангепас», «МВЦ» и «БИЦ», СМИ.
          Органы школьного самоуправления имеют свою эмблему, девиз и четкую структуру, а также Положение, на основании которого осуществляется деятельность.

    Основные направления деятельности школьного самоуправления:

    • Личностное развитие,
    • Гражданская активность,
    • Военно-патриотическое направление;
    • Информационно-медийное направление.

         Правовой основой развития ученического самоуправления в ЛГ МАОУ «СОШ № 4» являются:

    • Всеобщая декларация прав человека
    • Конвенция о правах ребёнка
    • Конституция Российской Федерации
    • Закон об образовании в Российской Федерации
    • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
    • Устав ЛГ МАОУ «СОШ № 4»  
    • Положение об ученическом самоуправлении
    • Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от  06.10.2003 г. 

    Статья 1. Местное самоуправление 
    1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
    2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». 
    Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления  
    1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
    2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
    «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1058 и от 15 января 1997 года № 38. 
    В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами». 
    А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: 
    д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения; 
    е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений». 
    В статье 68 прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления». 
    В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».
       Главным   законодательным   органом   является Ученический совет, который состоит из Совета старшеклассников (9-11) и Совета дела (5-8). Ученический совет собирается 1 раз в четверть. Он состоит из обучающихся 5-11-х классов.  Члены Совета являются связующим звеном между организаторами воспитательной внеклассной работы и классными коллективами, информируют классные коллективы о решениях Совета, участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся.
    Председатель Ученического совета избирается 1 раз в два года на общем собрании обучающихся.  Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.
            На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе (курирующий воспитательную деятельность в школе).

    Локальные документы ученического самоуправления

    Министерство образования: контроль за успеваемостью в классах, помощь отстающим.
    Министерство культуры и досуга: помогают в организации классных и внеклассных мероприятий, творческих дел.
    Министерство спорта и физкультуры: помогают в организации спортивных мероприятий, проводят физкультминутки. 
    Министерство порядка и дисциплины: следят за сохранностью школьного имущества, организуют трудовые десанты.
    Министерство информации и печати (СМИ): готовят материал для классного уголка и школьной газеты «Великолепная Четверка».

    Президент 
    -организует и планирует совместно с классным руководителем работу класса,
    -созывает заседания классного Совета и председательствует на нём,
    -организует на заседании ведение протокола, подписывает решения Совета.
    -формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий;
    -контролирует выполнение поручений.
    Министерство образования:
    -следит и помогает в учебе обучающимся класса;
    -организует класс на активное участие в предметных олимпиадах;
    -осуществляет помощь классному руководителю в проверке дневников.
    Министерство спорта и физкультуры:
    -организует и привлекает к участию в спортивных соревнованиях школы и города;
    -организует спортивные мероприятия в классе.
     Министерство заботы и вожатства:
    - организует шефскую помощь младшим школьникам;
    - организует акции добрых дел.
    Министерство культуры и досуга:
    -организует проведение классных праздников, конкурсов, концертов, встреч с интересными людьми;
    -принимает участие в подготовке к общешкольным мероприятиям;
    -отвечает за организацию выходов в кино, театр и т.д.
    Министерство информации и печати (СМИ):
    -отвечает за размещение информации на классном, школьном сайте, в школьную газету «Чистовик Четвертой».       
     - оформляет классный уголок, поздравительные открытки и плакаты.
    Министерство порядка и дисциплины 
    -организует дежурство по классу, школе, генеральные уборки в классе;
    - следит за сохранностью школьного имущества;
    - организует работу по соблюдению чистоты и порядка в классе.

    Министерство образования:
    •координирует работу Министерств по учёбе (1-4 классы) и (5-11 классы),
    •организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и НОУ совместно с педагогами – предметниками;
    •сотрудничает с Министерством печати и информации, участвует в выпуске школьной газеты, освещает показатели успеваемости обучающихся,
    • по согласованию с заместителем директора по УВР проводит рейды по проверке ведения дневников и тетрадей, состояния учебников.
    Министерство образования имеет право:
    • определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
    • при проведении рейда потребовать дневники, тетради, учебники у учащихся для проверки их ведения;
    • вызывать на свое заседание любого ученика с отчетом об успеваемости;
     •обращаться к Президенту, Совету министров, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика. 
    Министерство заботы и труда:
    -  планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с трудовым воспитанием: трудовые десанты, генеральные уборки, субботники; связанные с наставничеством, вожатством с младшими школьниками;
    - организует акции, тематические мероприятия – веселые перемены, мероприятия для младших школьников и профпробы по предпрофильному направлению;
    - осуществляет контроль за профессиональной ориентацией обучающихся по школе, за оказанием помощи и заботы в компетенции своей деятельности по отношению к младшему школьнику или отстающему обучающемуся. С этой целью проводит рейды, акции, проекты и т.д.
      Министерство заботы и труда имеет право:
    • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, связанного с наставничеством, трудовым воспитанием, требовать отчета.
    • вызывать на свои заседания учащихся, безответственно относящихся к поручениям;
    • обращаться к Совету министров, Президенту, родительскому комитету по вопросу обсуждения учащихся, нарушающих трудовую дисциплину, портящих школьное или государственное имущество.
    Министерство спорта и физкультуры:
    • планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-оздоровительных мероприятий в школе совместно с педагогами,
    • разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них,
    • координирует работу министерств спорта и физкультуры 1-4, 5-11 классов; • планирует, организует подготовку и проведение внеклассных мероприятий, связанных со спортом, пропагандой здорового образа жизни;
    • организует контроль за санитарно-гигиеническим состоянием классов;
    • совместно с медицинским работником и Министерством заботы и труда проводит рейды,
    • выпускает листки здоровья, совместно с Министерством печати и информации готовит материалы по направлению в выпуск школьной газеты.
    Министерство спорта и физкультуры имеет право:
    • определить и назначить класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
    • обращаться в Совет министров, к администрации или родительскому комитету по вопросу несоблюдения санитарных норм и правил учащимися школы;
    • вызывать на свои заседания учащихся, нарушающих санитарные нормы и правила;
    • обращаться к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия;
    • обращаться к администрации школы по вопросам работы столовой.
    Министерство культуры и досуга:
    • координирует работу служб культуры и министров по культуре и досугу 1-4, 5-11 классов, планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.
    • утверждает программы классных мероприятий эстетического направления;
    • сотрудничает с министерством печати, участвует в выпуске школьной газеты;
    • освещает проведение мероприятий своего направления.
    Министерство культуры и досуга имеет право:
    • определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;
    • переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;
    • обращаться к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия. 
    Министерство печати и информации:
    • отвечает за выпуск информационных листов, школьной газеты, освещающей наиболее важные события, создание видеосюжетов и фильма о жизнедеятельности школы,
    • следит за оформлением информационных стендов;
    • следит за систематическим пополнением и обновлением школьного сайта.
    Министерство печати имеет пресс – центр, редакцию школьной газеты. 
    Министерство порядка и дисциплины:
    -   координирует работу Министерства порядка и дисциплины 1-4, 5-11 классов;
    - следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением правил внутреннего распорядка учащихся, Устава школы,
    • организует и контролирует дежурство классов по школе,
    • организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.
    Министерство имеет право:
    • вызывать на свои заседания любого ученика;
    • потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем, чтобы тот сделал соответствующую запись;
    • обращаться к администрации, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить поведение того или иного ученика;
    • министр порядка и дисциплины имеет право присутствовать на совещаниях при директоре и педагогических советах при обсуждении вопросов поведения обучающихся.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie