ЛГ МАОУ "СОШ № 4"
г.Лангепас ХМАО-Югра

Информационная безопасность

Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с использованием Интернета также связаны риски. Он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей.
В школе  ежегодно проводится комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту учащихся от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. К техническим мерам защиты относятся установка программного обеспечения на серверы и рабочие компьютеры, которое блокирует доступ к сайтам содержащим контент не относящийся к образовательному процессу.

К организационным мерам относятся издание образовательным учреждением локальных актов, регулирующим права и обязанности участников образовательного процесса при работе в сети Интернет, систематическое наблюдение учителями за тем, какие сайты и с какой целью посещают обучающиеся во время учебных занятий.

Защита детей от негативной информации должна быть общим делом как для школы, так и для родителей. Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка

Ученикам

НЕЛЬЗЯ

  1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
  2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
  3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;
  4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;
  5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

ОСТОРОЖНО

  1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;
  2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
  3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
  4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
  5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

МОЖНО

  1. Уважай других пользователей;
  2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
  3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
  4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
  5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

Детские безопасные сайты

  1. http://detionline.com Линия помощи Дети онлайн. Проект помогает детям, а также их родителям и педагогам сориентироваться в интернет-пространстве и получить психологические и информационные консультации, советы и рекомендации. На сайте есть путеводитель по правилам безопасности в Сети с глоссарием, определяющим понятия кибербуллинг, груминг и интернет-зависимость.
  2. Проект "Сетевичок" http://сетевичок.рф - сайт, на котором можно узнать не только о безопасности в сети на понятном и доступном языке, но и при возникновении критической ситуации обратиться за советом. Консультанты в режиме online окажут экспертную помощь и помогут решить проблемы школьника в киберпространстве
  3. Сайт для детей по вопросам защиты персональных данных . http://персональныеданные.дети
  4. http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
  5. http://www.friendlyrunet.ru - Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
  6. http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

Родителям

Как обеспечить информационную безопасность ребенка

Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
Если ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и другие), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут содержать и ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона вашего ребенка или ваш домашний адрес).
Поощряйте вашего ребенка сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда он это делает (из-за опасения потерять доступ к интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать интернет вне дома и школы).
Будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь его друзьями в интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 7 -8 лет
В интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно, и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования интернета, то есть Родительский контроль, или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок.
Дети в этом возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах.

Советы по безопасному использованию интернета

  1. Создайте домашние правила посещения интернета при участии ребенка и требуйте их выполнения.
  2. Требуйте от ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
  3. Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  4. Используйте специальные детские поисковые машины.
  5. Используйте средства блокирования нежелательного контента, как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить ребенку иметь собственный адрес
  7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
  8. Приучите ребенка советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
  9. Научите ребенка не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
  10. Не разрешайте ребенку использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
  11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
  12. Не забывайте беседовать с ребенком о его друзьях в интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в интернете ребенок может наткнуться на порнографию или сайты для взрослых.
  14. Приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните ребенку, что он в безопасности. Похвалите его и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 9-12 лет

В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасному использованию интернета

  1. Создайте домашние правила посещения интернета при участии ребенка и требуйте их выполнения.
  2. Требуйте от ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
  3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
  4. Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  5. Используйте средства блокирования нежелательного контента, как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать о его друзьях в интернете.
  7. Настаивайте, чтобы ребенок никогда не соглашался на личные встречи с друзьями по интернету.
  8. Позволяйте ребенку заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ребенком.
  9. Приучите ребенка никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернете.
  10. Приучите ребенка не загружать программы без вашего разрешения. Объясните ему, что он может случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  11. Создайте ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  12. Приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Напомните ребенку, что он в безопасности.
  13. Расскажите ребенку о порнографии в интернете
  14. Настаивайте на том, чтобы ребенок предоставлял вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что он не общается с незнакомцами.
  15. Объясните ребенку, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 13-17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок для взрослых. Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в интернете.
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее не отпускайте детей в «свободное плавание» по интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в интернете.
Важно по-прежнему строго соблюдать правила интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете.

Советы по безопасному использованию интернета

  1. Создайте домашние правила посещения интернета при участии ребенка и требуйте их безусловного выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернете, руководство по общению в интернете (в том числе в чатах).
  2. Компьютер с подключением к интернету должен находиться в общей комнате.
  3. Не забывайте беседовать с ребенком о его друзьях в интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми ребенок общается посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
  4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  5. Необходимо знать, какими чатами пользуется ребенок. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы ребенок не общался в приватном режиме.
  6. Настаивайте на том, чтобы ребенок никогда не встречался лично с друзьями из интернета.
  7. Приучите ребенка не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернете.
  8. Приучите ребенка не загружать программы без вашего разрешения. Объясните ему, что он может случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  9. Приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Напомните ребенку, что он в безопасности. Похвалите его и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  10. Расскажите ребенку о порнографии в интернете. Помогите ему защититься от спама. Научите ребенка не выдавать в интернете свой реальный электронный адрес, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещает ребенок.
  12. Научите ребенка уважать других в интернете. Убедитесь, что он знает о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
  13. Объясните ребенку, что нельзя использовать интернет для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  14. Обсудите с ребенком проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Педагогам

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15 - минутные перерывы каждые полчаса;

ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;

лучше работать за компьютером в первой половине дня;

комната должна быть хорошо освещена;

при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;

расстояние от глаз до монитора – 60 см;

периодически делать зарядку для глаз.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

по материалам сайта https://interdomivanovo.ru

Методические и справочные материалы

Интернет-ресурсы для педагогических работников

  1. http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
  2. http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
  3. http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
  4. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
  5. http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
  6. http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
  7. http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
  8. http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
  9. http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
  10. http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

Методические и справочные материалы

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

  1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
  2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
  3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
  4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
  5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
  6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
  7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
  8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
  9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
  10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
  11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
     

Фотографии о информационной безопасности